Главная / Монеты Британии / William Wyon, великий гравер королевского двора.

William Wyon, великий гравер королевского двора.

William WyonХотя Уильям был англичанином, рожденным в Бирмингеме, его родовые корни идут из Германии, где его дед Георг Вайон был ювелиром при дворе короля Георга I и вместе с ним переехал из Ганновера в Великобританию. Отец Уильяма Петер и дядя Томас совместно были граверами и резчиками штемпелей вплоть до 1800 года, когда Томас уехал в Лондон работать гравером печатей при дворе Его величества.

После учебы в нескольких школах искусств в Бирмингеме, в 1809 году в возрасте четырнадцати лет Уильям был отдан в ученичество к его отцу, чтобы продолжать его бизнес. Уильям усердно работал и учился, и в 1811 его работа привлекла внимание Натаниэля Маршана (известного гравера украшений), который сказал, что его непосредственный талант лучше использовать в более значимых вещах, чем создание штемпелей. Немногим после этого Уильям перенес перелом руки, в то время как поворачивал большой штемпель, его травма вывела его из строя. Пока он не мог восстановиться, его отец отправил его с дядей Томасом в Лондон, где он мог расширить свои горизонты и восстановиться после травмы.

В 1812 Уильям снова посетил Лондон, он выучился и набрался опыта от Томаса Вайона, его кузена, который был гравером при Королевском монетном дворе. В это же время он начал изготавливать штемпели для призовых денег по заказу Общества Искусств. На лицевой стороне монеты был портрет Цереры (римской богини зерна), а на обратной стороне – изображение плуга. Общество Искусств было впечатлено его работой, и в оплату 25 мая 1813 года они наградили его большой золотой медалью и купленными штемпелями, которые были использованы для золотых медалей в классе сельского хозяйства. В 1815 Уильям был приглашен его дядей Томасом помогать ему гравировать печати для Скотланда и Ирландии, а также многие другие Колониальные печати.

В тот же год освободилась должность гравера при Королевском монетном дворе, и был устроен конкурс, чтобы увидеть, кто сможет выгравировать наилучшие штемпели. Мастер монетного двора, узнав о намерении Уильяма побороться за должность, заявил, что ни при каких обстоятельствах не может принять двух членов одной семьи на одинаковую должность. В первое время это останавливало Уильяма, но он решил участвовать тайно, надеясь, что его мастерство перетянет решение судей в его сторону. Когда наступил решающий день, Уильям решил спешно сделать гравюру бюста короля Георга III размером примерно с Гвинею (около 25 миллиметров), он послал готовую работу инкогнито и с другим человеком. Работы его конкурентов были признаны некачественными, а сэр Томас Лоуренс выбрал работу Уильяма как наиболее искусно выполненную и купил ее. В 1816 году Уильям был назначен вторым гравером при Королевском монетном дворе.

1816 был годом, когда монетный двор был очень занят Великой Перечеканкой. Это означало, что Уильям также был занят своими новыми обязанностями: обычно второй гравер делает гербы на обратной стороне монеты, гравирует надписи и другие детали. В 1817 году кузен Уильяма Томас умер, и его должность главного гравера перешла к итальянцу Бенедетто Пиструччи. Пиструччи выгравировал портрет Короля, затем использовал его в чеканке монет, и общественность была недовольна этим портретом, из-за чего Уильяму пришлось потратить свое свободное время на гравировку нового, более улучшенного дизайна изображения.

Уильям выпустил образец короны, с помощью «Три Шиллинг Банка» мистера Маршана как образец для показа Его Величеству, т.к. Маршан сделал модель самого короля в лицо, его портрет был рассмотрен как очень оригинальный и стал считаться подлинным портретом короля. После завершения Уильям показал его мастеру чеканки, который сказал ему «заняться своим бизнесом и не тратить время на гравировку бюстов, которые он был не в состоянии делать». Эта тема была очень обсуждаемой, многих интересовало, почему итальянец Пеструччи был более предпочтительным по сравнению с доморощенным талантом Вайоном. «Я также восхищаюсь работой Пиструччи и думаю, что он величайший художник, хотя это мнение субъективно. Я думаю, что нападение на Пиструччи и похвала Вайона исходит от национализма, который был распространен в то время.» Во многих журнальных и газетных статьях этого времени говорилось об этом, также, как и в коротком письме, напечатанном Утренней Хроникой на тему нового образца короны. «Я призываю вас, как одного из ведущих защитников британских талантов, озвучить несколько простых заявлений, отчего иностранцы стали настолько популярны в стране, что становится бесчестным по отношению к собственным граверам и чеканщикам, а также необходимо, чтобы был выпущен манифест, где было сказано об ущемлении собственного гения».

По 1819 год Уильям по-прежнему занимался рутинными обязанностями, которыми началась его карьера при монетном дворе, за исключением того, что ему поручили гравировку штемпелей для Колониальных монет. К 1820 году он всё еще делал надписи штемпелей для Государства, гравировал оригинальные матрицы для пенни, половины пенни и монет для Ионических островов. В 1820 году Уильям был удостоен первой золотой медали от Общества Искусств, которую он сам разработал и представил в это Общество.

12 апреля 1821 года Уильям женился на Кэтрин София Келлер, которая была достойной девушкой из респектабельной семьи, ее отец работал хирургом в Саутгемптоне. У Уильяма и Кэтрин родилось двое сыновей и две дочери. В 1821 году Уильям продолжал делать штемпели для Ионических островов и по модели гравировал британскую монету.

В 1822 Уильям копировал свои штемпели для британской монеты, он также гравировал матрицы для пенни, половины пенни и монеты Ирландии. Бюст для ирландских монет не имел собственного дизайна, но был копией бюста Георга IV, выполненный Пеструччи. По завершении штампов мастер монетного двора заявил, что хотел бы, чтобы копии не были так похожи. Тогда Уильям изменил дизайн и разработал собственную гравюру. Георг IV затем потребовал, чтобы его портрет больше не использовался в качестве копии для других конструкций – Пеструччи воспринял это как оскорбление и прекратил свою работу, но продолжал получать зарплату. Это означало, что Уильям взял на себя его должность главного гравера, а также занимался своими собственными обязанностями, но дополнительные деньги он не получал.

9 октября 1823 года новым главным мастером монетного двора был назначен Томас Уоллес, он был недоволен качеством дизайна портретов чеканки и сразу загорелся идеей улучшить его. Задача создания новых моделей была возложена на Уильяма, так как Пеструччи больше не работал. Георг IV был впечатлен работой Уильяма и новые штемпели были заказаны для всех британских монет вплоть до пяти фунтов. Уильям разработал новые изображения собственной конструкции на лицевой стороне монет, занимался их выполнением и обязанностями Пеструччи, и в 1825 году новые лицевые стороны монет были готовы. Уильям был истощен, и это значительно сказалось на его здоровье, его друзья предупредили мастера о его плохом самочувствии, вызванном усердной работой. Мастер назначил своего личного врача, чтобы тот заботился о здоровье Уильяма при необходимости, пока он не выздоровеет. Общественности понравились новые образцы чеканки, газета Таймс назвала их «совершенными жемчужинами искусства» и сравнили их с красотой знаменитых монет королевы Анны, но заявила, что работы Уильяма были даже лучше.

В 1828 году Уильям был назначен на должность главного гравера, которую он должен был получить еще в 1823. Уильям был награжден компенсацией в размере 500 фунтов за дополнительную работу, которой он занимался с 1823 по 1828 годы. К сожалению, мистер Пеструччи по контракту еще сотрудничал с монетным двором, хотя не занимался никакой работой, и у монетного двора не было достаточно денег, чтобы платить им обоим по 500 фунтов в год. Прежняя зарплата Уильяма, как главного гравера, составляла 200 фунтов, к ней было добавлено 500, но эти деньги были разделены на две половины – для Уильяма и Пеструччи. Это означало, что за дополнительную работу было дано небольшое вознаграждение, а затем, при достижении официального повышения в должности, заработная плата Уильяма составляла 150 каждый год, как должно было быть. Монетный двор признал, что Уильям заслуживает полной зарплаты 500 в год, но не мог себе этого позволить, и заявил, что зарплата Уильяма повысится, когда Пеструччно покинет монетный двор и не будет там числиться.


В 1830 году король Георг IV умер, у него была дочь, но она уже умерла, поэтому следующий в очереди был его младший брат Вильгельм IV. Модель бюста Вильгельма IV была изготовлена Франциском Чантри, и Уильям Вайон выгравировал серию матриц для яркости новых монет Вильгельма. Вильгельм IV был восхищен результатами и заявил, что нет других копий, отличающихся от этой, что бюст должен быть использован для его портрета в течение всего его правления.

Министерство решило по неизвестным причинам не исключать медали, посвященные коронации Вильгельма IV, но это могло серьезно нарушить традицию. Однако, примерно за месяц до коронации было решено, что медаль должна быть исключена и разработана новая, но для подготовки новой оставалось очень мало времени до коронации. После, когда Уильям представил дизайнерские идеи, было решено, что на лицевой стороне медали должен быть портрет короля, а на обратной – портрет королевы. К тому времени мистер Чартли закончил свою модель, в целях экономии времени было решено, что Вайон должен выгравировать лицевую сторону с портретом короля, а Пеструччи – обратный потрет королевы. Пеструччи отказался выполнить штемпель для обратной стороны – он заявил, что у него не было возможности сделать такой штемпель в указанный срок. Уильям, имея повышенное чувство долга, принял указанные временные рамки не только для лицевой, но и для обратной стороны, и ему удалось выгравировать их с его обычным высоким качеством. Удивительно, что Уильяму не только заплатили всего 100 фунтов, но министерство еще и весьма нагло заявило, что они заплатили бы больше, если бы Уильям больше потрудился над своей работой. 100 тогда была большая сумма денег, но по сравнению с 500, которые платили Пеструччи за матрицы для коронации Георга IV, это было мало. Была некая доля несправедливости в этом вопросе, однако дело в том, что Великобритания на тот момент имела серьезные финансовые трудности вследствие коронации Вильгельма IV, и, вероятно, низкая заработная плата за работу Уильяма была из-за этого, а не по какой-либо другой причине.

Также в 1831 году Уильям гравировал медали для местных Королей и глав Гамбии. В 1832 он был вовлечен в починку и создание чеканок и матриц для монет в обращении.

В 1833 году Уильям выгравировал гульден, четверть гульдена, половину гульдена и гульден для Эссекибо и Демерара, он также повторно гравировал британские пол-кроны и смоделировал и выгравировал монету в пять фунтов. В декабре 1833 Уильяму сказали о том, что правительство планирует выпустить серию национальных медалей. Уильям очень хотел выполнить некоторые из штемпелей для этих медалей, но Пеструччи носил титул медалиста короля. Уильям утверждал, что звание Пеструччи не дает ему право на эту работу, что другие мастера тоже имеют право выполнять долю подобных работ. Он также напомнил мастеру монетного двора Лорду Окленду, что именно он гравировал Коронационные медали в столь короткий срок, когда мистер Пеструччи отказывался выполнять работу, и заявил, что было бы несправедливо для него делать только ту работу, которую отказывается исполнять мистер Пеструччи.

В 1834-ом основным занятием Уильяма была оригинальная гравировка матриц и чеканок тридцати центов и десяти пенни для Ионических островов, образцов трех пенни для Ямайки, а также штампов для Португалии. Вследствие переутомления здоровье Уильяма вновь ухудшилось, но к счастью, отдых и пребывание на воздухе восстановили его до нормального состояния. 13 мая 1834 года в Обществе Искусств Уильям читал лекцию об истории монет и медалей с древних времен и до наших дней.

К 1835 году португальское правительство, желающее улучшить свои монеты, обратилось к британскому правительству по поводу разрешения нанимать их главного гравера, чтобы сделать модель их королевы Донны Марии на лицевой стороне новых монет. Британское правительство дало согласие и доктора Уильяма дали ему чистый документ – счет, и даже намекнули, что морской воздух в путешествии был бы полезен для здоровья. Итак, 22-ого сентября Уильям отплыл в Лиссабон. Модель королевы Донны, сделанная Уильямом, была оценена по достоинству, оценили также и большое сходство с молодой королевой, и она была настолько впечатлена его работой, что она приказала Уильяму выбить медаль из этой модели, чтобы использовать в монетах. После 6 недель в Лиссабоне Уильям попросил разрешение вернуться домой, королева Донна согласилась, и к ноябрю он вернулся назад в Англию со своими друзьями и семьей. Репутация Уильяма как художника укрепилась еще более, 23-его ноября он был награжден дипломом Герцегской академии мелкого искусства в Парме как «советник корреспонденции». 26-ого марта 1836 он был избран как почетный член императорской и королевской академии в Вене и к 1838 Уильям был избран в Королевскую Академию.

29-го октября 1851 года Уильям Вайон скончался. Как писали в газете Таймс, примерно за месяц до смерти он страдал от паралича, который обездвижил всю левую часть его тела. Он был отправлен в Брайтон в надежде, что морской воздух поправит его самочувствие, но этого не случилось и его состояние не улучшалось до самой смерти.

Смотрите также

double florin

Двойной флорин королевы Виктории

Двойной флорин был одним из самых короткоживущих номиналов Великобритании. Будучи впервые выпущен в 1887 году …

2 комментария

  1. В этом абзаце наверное год другой, скорее всего 1833.
    «В 1883 году Уильям выгравировал гульден, четверть гульдена, половину гульдена и гульден для Эссекибо и Демерара, он также повторно гравировал британские пол-кроны и смоделировал…. «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *